Московский Художественный театр имени А. П. Чехова

Тварь /Александринский театр/

По одноимённой пьесе Валерия Семеновского (на основе романа «Мелкий бес» Ф. К. Сологуба)

Продолжительность: 2 часа 35 минут с 1 антрактом
Премьера состоялась 15 января 2022

В рамках {Дней Александринского театра в Москве|https://mxat.ru/performance/special/alexandrinka2023/}.

Спектакль участвует в программе «Пушкинская карта»

(18+)

{Купить билет|https://www.afisha.ru/wl/402/api?building_id=undefined&cat_id=undefined&document_referrer=https%3A%2F%2Fyandex.ru%2F&gclid=1071640812.1675252941&site=alexandrinsky.ru#/about/69151}

Опубликованный в начале двадцатого века роман Сологуба «Мелкий бес», разошёлся беспрецедентным в те времена и для подобной прозы тиражом в десять тысяч экземпляров. История умопомешательства гимназического преподавателя изящной словесности Ардальона Борисовича Передонова стала и диагнозом времени, и его символом. «Мелкий бес» завершает классическую русскую прозу, а его главный герой Передонов — зловещая и местами гротесково-карикатурная помесь десятка героев большой русской литературы от Акакия Акакиевича и Печорина до Свидригайлова и «человека в футляре» Беликова. Популярность романа была такова, что в обиход вошло понятие «передоновщина».

Пьеса «Тварь» была написана театральным критиком и драматургом Валерием Семеновским в 1999 году, в канун нового тысячелетия, почти сто лет спустя после сочинения романа.

Передонов по поводу и без «припадающий» к великой русской литературе, цитирующий Державина, Пушкина, Достоевского на всякое свое безобразие — как образ нашего во многом манипулятивного отношения к русской классике, которой иной раз прикрывают неблаговидные поступки и намерения. 

Валерий Семеновский написал в предисловии к своей пьесе: «Безумие охватывает всех. Потому что „передоновское“ правило — в своих грехах винить других, ни в чём не раскаиваться, ни за что не нести ответственность — здесь норма общей жизни, её органика. Здесь ничего не стоит и Пушкина воспеть, и в вечность плюнуть. На одном дыхании».

Режиссёр Никита Кобелев: «На мой взгляд, в этой пьесе есть столкновение очень важного для российской ментальности литературного классического канона и того, как он работает сегодня, с тем цинизмом и аморальностью персонажей пьесы, которые этим самым каноном оправдывают свои действия. Меня интересует насколько классика нас действительно защищает и спасает сегодня или она стала лишь орудием для разного рода манипуляций».

Для Никиты Кобелева «Тварь» — первая работа в Александринском театре. В 2011 Кобелев закончил режиссёрский факультет ГИТИСа (мастерская О. Л. Кудряшова). С 2012 по 2019 год работал штатным режиссёром-постановщиком в Театре им. Вл. Маяковского. С 2017 по 2021 год был педагогом Мастерской Миндаугаса Карбаускиса на актёрском факультете РАТИ-ГИТИСа.  В его творческой биографии и спектакли, основанные на классической и современной русской литературе («Обыкновенная история» по роману И. Гончарова, «Кампанила Св. Марка» по роману М. Шишкина), и по драматургии — по пьесам Брехта, Горенштейна, Петрушевской и Богославского. Только в Театре им. Вл. Маяковского режиссёр поставил более десяти спектаклей. Ставил в театрах Москвы, Санкт-Петербурга, Латвии и Эстонии. 

Спектакль — лауреат премии «Звезда Театрала» в номинации «Лучший спектакль. Малая форма» (2022 г.).

Режиссёр — {Никита Кобелев|https://alexandrinsky.ru/o-teatre/sozdateli-spektaklej/nikita-kobelev/}
Художник — {Михаил Краменко|https://alexandrinsky.ru/o-teatre/sozdateli-spektaklej/kramenko-mikhail/}
Художник по костюмам — Марина Бусыгина
Художник по свету — Андрей Абрамов
Видеохудожник — Илья Старилов
Хореограф — Катерина Незванова
Выпускающий продюсер — Юлия Митителу
Ассистент режиссёра — {Андрей Матюков|https://alexandrinsky.ru/o-teatre/truppa/matyukov-andrei-vladimirovich/}
Помощники режиссёра — Екатерина Астраханцева, София Матвеева
Звукорежиссёры — Леонид Грищенко, Эльдар Зайнуллин

Действующие лица и исполнители:

Ардальон Передонов, учитель словесности — {Иван Ефремов|https://alexandrinsky.ru/o-teatre/truppa/efremov-ivan-sergeevich/}
Варвара, его сожительница — {Янина Лакоба|https://alexandrinsky.ru/o-teatre/truppa/lakoba-yanina-dzhonovna/}
Преполовенская, эмансипе — {Ольга Белинская|https://alexandrinsky.ru/o-teatre/truppa/belinskaya-olga-vladimirovna/}
Павлушка, учитель физкультуры — {Николай Белин|https://alexandrinsky.ru/o-teatre/truppa/belin-nikolay-yanovich/}
Николай Рутилов, учитель музыки — {Степан Балакшин|https://alexandrinsky.ru/o-teatre/truppa/balakshin-stepan-nikolaevich/}
Юлия, жена Рутилова — Анна Селедец
Антоша, их сын — {Виталий Сазонов|https://alexandrinsky.ru/o-teatre/truppa/sazonov-vitaliy-andreevich/}
Людмила, сестра Рутилова — {Анастасия Пантелеева|https://alexandrinsky.ru/o-teatre/truppa/panteleeva-anastasiya-dmitrievna/}
Валерия, сестра Рутилова — Любовь Штарк / Анастасия Гребенчук
Дарья, сестра Рутилова — Анна Степанова
Коковкина, добродетельная женщина — {Мария Кузнецова|https://alexandrinsky.ru/o-teatre/truppa/kuznetsova-mariya-vladimirovna/}
Саша Пыльников, сирота — {Владимир Маликов|https://alexandrinsky.ru/o-teatre/truppa/malikov-vladimir-olegovich/}
Директор гимназии — {Андрей Матюков|https://alexandrinsky.ru/o-teatre/truppa/matyukov-andrei-vladimirovich/}
Его Превосходительство — Сергей Кузнецов
Доктор — {Сергей Еликов|https://alexandrinsky.ru/o-teatre/truppa/elikov-sergei-vladimirovich/}

{Страница спектакля на сайте Александринского театра|https://alexandrinsky.ru/afisha-i-bilety/tvar/}



Автор музыки к песням — Николай Орловский. 
В спектакле звучит музыка The Cinematic Orchestra.
Декорации изготовлены ООО «Арт-дек», костюмы — ООО «Ника и Партнёры».
Театр благодарит за участие в съёмке в роли Графини народную артистку России Светлану Смирнову.

Фотоальбом