Московский театр «Мастерская П. Фоменко»

Юрий Норштейн

«Рифмы к Гоголю». Творческая встреча

Продолжительность: 2 часа без антракта


12 мая на Новой сцене Мастерской Фоменко пройдёт встреча с режиссёром Юрием Норштейном. Тема для разговора — «Рифмы к Гоголю».

Юрий Норштейн: «Гоголь рифмуется с птицей, которая никак не долетит до середины Днепра. Видно, летит против ветра. Может быть, он ворон, как у Окуджавы:

Ворон над Переделкином черную глотку рвет.
Он, как персонаж из песенки, над головой кружится.
Я клювом назвать не осмеливаюсь его вдохновенный рот,
складками обрамленный скорбными, как у провидца.

Нахохлившийся. Это внутренняя нахохленность, как у Андреевского памятника.
Малороссия поднесла нам зеркало, чтобы привить украинизмы в русский язык и тем самым изменить направление русских глаголов.
Гоголь рифмуется с Римом — хочется превратиться в эти камни.
Гоголь жёлтый и синий. Он канарейка. Он пришел на репетицию „Ревизора“ в жёлтом и синем по воспоминаниям Каратыгина. Гоголь синичка. Или венецианская маска. Доктор чума. С большим носом, их надевали от чумы.
Гоголь — Федотов — гениальная рифма. Де Бальмен — его соученик по гимназии — гоголевские ситуации в графике. Зарублен чеченцами на Кавказе.
Я не понимаю, как он жил. Человек, обладающий потрясающим чувством юмора. Однажды в трактире они с друзьями обнаружили в котлетах волосы. И Гоголь изобразил полового, который обязательно скажет „Откуда здесь взяться волосам!“ Когда вызванный половой сказал именно эту фразу с этой же интонацией, друзья хохотали. Гоголь предвидел ситуацию. Знал людей, знал язык. Абсолютное совершенство. У Достоевского нет этой музыки. А я литературу без музыки не воспринимаю. Гоголь лучший композитор в литературе. Ассоциация с музыкой абсолютная. Только Булгаков работал так музыкально над фразой. В прозе Гоголь был поэтом, как Пушкин. Не случайно он назвал „Мёртвые души“ поэмой».

Разговор о писателе, начатый с художником, не случаен. В Мастерской Фоменко готовится к выпуску спектакль «Души» по произведениям Гоголя.

Фотоальбом