Ходить в театр каждый день не надо; от этого случается несварение искусства, увиденное за деньги должно быть достойно осмыслено. Об этом скажет каждый журналист-критик, радостно перечислив премьеры и старые спектакли, на которые надо попасть обязательно-преобязательно. Верить им/нам надо — других первопроходцев театрального искусства мир не придумал, но не стоит забывать: театр везде. По мнению французского философа Ги Дебора мы давно живем в обществе спектакля с символической экономикой и перформансами власти, а режиссер Кирилл Серебренников считает, например, современное телевидение электронным театром жизни. Узнать о театре больше, не переступая порог театрального здания — описанию нехитрых способов сделать это посвящена сегодняшняя колонка. Театральная фотография как мы ее знаем существует с тех пор, как появилась первая переносная узкопленочная «Лейка», с которой началась репортерская фотография. Ведь фото со спектаклей — это художественный репортаж в самом лучшем смысле этого слова. Функция документирования, на мой взгляд, очень важна в театральной фотографии, ведь спектакль как эфир, улетучивается очень быстро, ты только улови. Театральные фотографы — важные в театральном мире люди, недаром их сажают в первый ряд даже в самом переполненном зале, поймите их правильно, когда увидите на своем месте в партере человека с фотоаппаратом — у него важная работа по поимке спектакля для вечности. Потом, в непроходимом от коробок, папок и флэшек кабинете рождаются тематические выставки, убедительно доказывающие, что фотографы, наблюдая спектакль в окошко видоискателя одним глазом, оценивают его узнаваемо для других видевших его, но каждый по-своему. Время подумать у них есть — например, Виктор Сенцов известен тем, что ходит на важные спектакли не один раз, чтобы успеть обдумать, какая мизансцена говорит о спектакле больше всего и с какой точки ее лучше снять. У Виктора Георгиевича 20 ноября в 14 часов, в классический театральный понедельник открывается первая персональная выставка — в Центре на Страстном, 8а, (метро «Чеховская») — «Театр на фото». Простое название скрывает глубокие, интересные фотографии, которые занятно разбирать — для Сенцова важно не «схватить» аффектированное лицо актрисы, но передать настроение момента во всем его многообразии. Как в классицистской теории искусства Буало, по его фото можно понять, как герой жил свою жизнь до попадания в объектив, что с ним происходит сейчас и чем сюжет его жизни его обернется к финалу. Путь этого фотографа к театральной фотографии был непрост. Виктор увлекался театром еще в студенческие годы журфака МГУ конца 70-х, но снимает только и именно театр последние 6 лет. За это время он приобрел полное право называться театральным фотографом — более эрудированного, чуткого, вдумчивого и пристального человека с фотоаппаратом, готового бесшумно обегать весь зал в поисках идеального ракурса, более терпеливого и деликатного коллекционера автографов театральных звезд я не знаю. Некоторые звезды, например, Марина Неелова, расписывались на лицевой стороне фотографий «в образе». Фотоработы с автографами Константина Хабенского, Галины Тюниной, Алексея Петренко будут «разбивать» экспозицию неожиданными визуально-текстовыми синкопами. До конца театрального сезона. В 10 минутах ходьбы от Центра на Страстном, в Российской государственной библиотеке по искусству (Большая Дмитровка, д. 8/1, напротив «Педкниги»), 20 ноября в 16 часов откроется фотовыставка «на троих» — известных театральных фотографов Михаила Гутермана, Ирины Лавриной и Ольги Кузнецовой «Власть и судьба». Театр во всем мире стремительно политизируется, в России на этот счет своя давняя традиция, и сегодня, в период скупки СМИ перед очередными выборами, трудно придумать более актуальную выставку театральной фотографии. Авторы выставки задаются вопросом: король, «достигший высшей власти», — какой он? Остается ли ещё человеком? Или перешел в другую категорию? Чем расплачивается за своё всемогущество? Талантливый портрет Лира, Гамлета или Ричарда III может более исчерпывающе рассказать о власти, чем целая пачка свежих общественно-политических газет. А театр со времен Софокла пристально наблюдает за властителями, отслеживая их взаимоотношения с Роком. «Королевские спектакли» — в фокусе внимания фотовыставки «Власть и судьба». Гутерман, Лаврина и Кузнецова рассказывают о принцах, королях и царицах, чьи истории разворачиваются не только на театральных подмостках, но «выплёскиваются» за их пределы, ведь судьбы Гамлета, царицы Тамары или королевы Гертруды переживали и реальные властители. До 31 декабря. В наши телевизоры, в наш «электронный театр жизни» возвращается телетеатр в его классическом понимании — самый доступный и комфортный тип театрального зрелища. Эльвира Виноградова, руководитель студии фондовых и архивных программ канала «Культура» помнит те времена, когда в телестудии «Останкино» выбранный для телеверсии спектакль могли снимать целый месяц! Сегодня такой студии нет, актеры не могут себе позволить целый месяц сниматься в телеспектакле из-за общего ускорения времени, а ПТС (передвижные телевизионные станции) стали гораздо совершеннее, поэтому современный телетеатр рождается прямо во время обычного вечернего спектакля — его снимают с разных точек, филигранно убирая потом лишние шумы. Когда-то телетеатр был прибежищем режиссеров-эстетов — в жанре телеспектакля Валерий Фокин выпускал «Кузена Понса» по Бальзаку, «Ехал грека» Виктории Токаревой, Петр Фоменко ставил «Метель» с юной Полиной Медведевой, Анатолий Эфрос — «Несколько слов в защиту господина де Мольера»… Сегодня у телетеатра функция не только пропагандистская — донести лучшие спектакли до самого широкой аудитории силами режиссеров телеверсий, выбиранных каналом «Культура» из тех, кто хорошо помнит секреты этого искусства. Как в случае с театральной фотографией, важна функция документации летучего вещества театра. Режиссер телеверсии «» Кирилла Серебренникова Виктор Безега — уважаемый профессионал, в рамках проекта телевизионных фестивалей московских театров выпустивший минувшей весной телеверсию «» Галины Волчек театра «». «Господ Головлевых» канал «Культура» впервые покажет в субботу 25 ноября в 21. 15, на повторы авторские права уже не влияют и спектакль может идти по ТВ сколь угодно часто. Спекулянтов это срубило бы начисто, ведь попасть на спектакль «Господа Головлевы», который сам по себе редко идет на Малой сцене МХТ практически не-воз-мож-но: билеты больше 1000 рублей и их нет. Этапные работы для Евгения Миронова в роли мерзкого сыночка Порфирия Головлева и Аллы Покровской в роли Арины Петровны Головлевой, главы одного захудалого среднерусского рода. 2 декабря в рамках телефестиваля «Культура» покажет «» Юрия Еремина с Олегом Табаковым и Марииной Зудиной, 9 декабря — «» Юрия Бутусова, 16 декабря — «Лес» Кирилла Серебренникова, 23 декабря — «» Миндаугаса Карбаускиса (все — по субботам в 21. 15). Не забудьте поставить телевизор на запись и отправляйтесь гулять — общество спектакля ждет нас, своих героев. Екатерина Васенина Родилась в Москве, в 1999 году закончила факультет журналистики МГУ. В том же году начала работать в «Новой газете», где работает по сей день в должности специального корреспондента отдела культуры. Театр полюбила со спектаклей Камы Гинкаса и Эймунтаса Някрошюса. Современный танец — со спектаклей Геннадия Абрамова. В знак благодарности за открытия, пережитые на танцевальных спектаклях, выпустила книгу «Российский современный танец. Диалоги» (Москва, «Запасный выход», 2005). Кроме театра пишет о фотографии. 
Сотрудничает со многими российскими изданиями, пишущими о театре и современном танце.
Варвара Алексеева Ольга Фукс Вера Павлова Алена Карась Алексей Гончаренко Екатерина Васенина Артур Соломонов Мария Хализева Лиза Биргер Алла Шендерова Роман Должанский Ольга Егошина Анна Гордеева Павел Руднев Майя Мамаладзе Екатерина Васенина Анна Шалашова Ольга Фукс Екатерина Рябова Алена Карась Варвара Алексеева Артур Соломонов Мария Хализева Вера Павлова Ольга Коршакова Алена Карась Катерина Антонова Кристина Матвиенко Анна Гордеева Ольга Фукс Сергей Конаев Елена Груева Екатерина Васенина Лиза Биргер Майя Мамаладзе Екатерина Рябова Мария Хализева Алла Шендерова Кристина Матвиенко Вера Павлова Екатерина Дмитриевская Анна Шалашова Ольга Коршакова Артур Соломонов Ксения Ларина Сергей Конаев Григорий Заславский Ирина Алпатова Дина Годер Алексей Филиппов Мария Хализева Елена Груева Ирина Муравьева Катерина Антонова Екатерина Рябова Алексей Гончаренко Павел Руднев Олег Зинцов Алла Шендерова Юлия Маринова Роман Должанский Екатерина Васенина Марина Давыдова Алена Карась Катерина Антонова Алексей Филиппов Ольга Фукс Анна Гордеева Артур Соломонов Майя Мамаладзе Ольга Егошина Алена Карась Павел Руднев Григорий Заславский